ВЫВОДЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. ЧАСТЬ 2
Вместе с тем, с некоторыми выводами военных судов невозможно согласиться по следующим основаниям.
Вывод 1: кассационным Определением Московского окружного военного суда от 14 апреля 2011 г. N КГ-644 суд признал незаконным бездействие руководителя Департамента, связанное с тем, что не был дан ответ на обращение подполковника В. от 24 ноября 2010 г., и обязал указанное должностное лицо дать заявителю письменный ответ на указанное обращение в установленном порядке.
Однако, как изложено выше, подполковник В. не заявлял такое требование. В силу ч. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 г. N 2, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Вывод 2: из материалов дела не усматривается, какие права заявителя нарушены выделением квартир другим военнослужащим, так как подполковник В. не заявлял требования о распределении одной из указанных квартир ему.
Подполковник В. не заявлял конкретное требование о распределении одной из оспариваемых квартир ему, поскольку распределение конкретной квартиры в компетенцию суда не входит, а входит в компетенцию Департамента (ранее, до 9 ноября 2010 г., - в компетенцию жилищных комиссий воинских частей).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вывод 3: поскольку Департаментом квартиры распределяются военнослужащим по общему списку исходя из даты принятия их на жилищный учет, а не по воинским частям, то подполковник В. вправе оспорить в судебном порядке лишь действия, связанные с порядком обеспечения его жилым помещением, так как выделением квартир другим военнослужащим, внесенным в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, право заявителя нарушено быть не может.
Оспариваемые квартиры были распределены военнослужащим института, нуждающимся в получении жилых помещений, в порядке общей очереди, в то время как подполковник В. был включен в отдельный список военнослужащих института, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, под N 1. Соответственно, Департамент, включая вышеуказанных военнослужащих в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, должен был сохранить преимущественное право подполковника В. на обеспечение жильем.
Таким образом, действия руководителя Департамента по обеспечению подполковника запаса П. и подполковника А. трехкомнатной квартирой прямо нарушают право подполковника В. на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Вывод 4: поскольку 9 ноября 2010 г. руководителем Департамента был издан Приказ N 22, согласно которому его заместители были наделены правом подписи извещений о распределении жилых помещений по договору социального найма, довод заявителя о том, что заместитель руководителя Департамента не обладал правом подписания указанных извещений, безоснователен. То обстоятельство, что Приказ "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" N 1888 был издан лишь 23 декабря 2010 г., не свидетельствует о том, что руководитель Департамента получил право определять обязанности своим заместителям не ранее этой даты, поскольку Департамент был определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований вышеназванной Инструкции Приказом Министра обороны от 3 ноября 2010 г. N 1455. А потому руководитель Департамента получил право определять обязанности своим заместителям с момента начала действия данного Приказа.
Однако в соответствии с п. 11 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888, определение обязанностей заместителей руководителя Департамента осуществляет руководитель этого Департамента.
Согласно выписке из приказа руководителя Департамента от 9 ноября 2010 г. N 22 заместители руководителя Департамента наделены правом подписи извещений о распределении жилых помещений по договору социального найма.
Соответственно, Министр обороны Российской Федерации наделил руководителя Департамента правом определения обязанностей его заместителей только с 23 декабря 2010 г., в то время как руководитель Департамента своим Приказом N 22 определил обязанности своим заместителям с 9 ноября 2010 г.
По мнению автора, руководитель Департамента имел право определять обязанности своим заместителям не ранее 23 декабря 2010 г.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 3 ноября 2010 г. N 1455 Департамент определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Указанный Приказ не содержит положения о распределении руководителем Департамента обязанностей своим заместителям, равно как и других каких-либо обязанностей должностных лиц Департамента.
Военнослужащие, признанные нуждающимися в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке до вступления Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 в законную силу, сохраняют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, а не по общему списку военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации функции.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 г. N 80 Министр обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий не является исчерпывающим. Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или соответственно законом субъекта Российской Федерации.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем. При этом п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным основаниям.
Пункт 12 вышеназванной Инструкции согласно решению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. В дополнение к этому согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как отмечено выше, Приказы Министерства обороны Российской Федерации в области обеспечения военнослужащих жилыми помещениями (а именно - Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280) являются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и в соответствии с ЖК РФ относятся к актам жилищного законодательства.
В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 внеочередного обеспечения жильем военнослужащих и распространения своего действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, не предусматривает, считаю, что подполковник В. имеет право на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением по организационно-штатным мероприятиям во внеочередном порядке.
Кроме того, в мотивировочной части своего решения от 31 мая 2001 г. N ВКПИ 01-40 Верховный Суд Российской Федерации указал следующее.
Отнесение военнослужащих, увольняемых с военной службы по возрасту, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, к лицам, имеющим право на получение жилья вне очереди, соответствует также Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Согласно ст. 23 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Поскольку для перечисленных военнослужащих определено точное время получения жилищных помещений (до увольнения с военной службы), невыполнение требования о предоставлении жилья вне зависимости от причин является нарушением закона. Предоставление этим военнослужащим жилья не во внеочередном порядке может привести к неоправданно долгому их удержанию на военной службе, в том числе и тех, кто по возрасту или состоянию здоровья уже не могут исполнять воинские обязанности, что было бы нарушением закона. Для восстановления нарушенных прав указанным военнослужащим жилье должно предоставляться вне очереди.
Вывод 1: кассационным Определением Московского окружного военного суда от 14 апреля 2011 г. N КГ-644 суд признал незаконным бездействие руководителя Департамента, связанное с тем, что не был дан ответ на обращение подполковника В. от 24 ноября 2010 г., и обязал указанное должностное лицо дать заявителю письменный ответ на указанное обращение в установленном порядке.
Однако, как изложено выше, подполковник В. не заявлял такое требование. В силу ч. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 г. N 2, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Вывод 2: из материалов дела не усматривается, какие права заявителя нарушены выделением квартир другим военнослужащим, так как подполковник В. не заявлял требования о распределении одной из указанных квартир ему.
Подполковник В. не заявлял конкретное требование о распределении одной из оспариваемых квартир ему, поскольку распределение конкретной квартиры в компетенцию суда не входит, а входит в компетенцию Департамента (ранее, до 9 ноября 2010 г., - в компетенцию жилищных комиссий воинских частей).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вывод 3: поскольку Департаментом квартиры распределяются военнослужащим по общему списку исходя из даты принятия их на жилищный учет, а не по воинским частям, то подполковник В. вправе оспорить в судебном порядке лишь действия, связанные с порядком обеспечения его жилым помещением, так как выделением квартир другим военнослужащим, внесенным в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, право заявителя нарушено быть не может.
Оспариваемые квартиры были распределены военнослужащим института, нуждающимся в получении жилых помещений, в порядке общей очереди, в то время как подполковник В. был включен в отдельный список военнослужащих института, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, под N 1. Соответственно, Департамент, включая вышеуказанных военнослужащих в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, должен был сохранить преимущественное право подполковника В. на обеспечение жильем.
Таким образом, действия руководителя Департамента по обеспечению подполковника запаса П. и подполковника А. трехкомнатной квартирой прямо нарушают право подполковника В. на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Вывод 4: поскольку 9 ноября 2010 г. руководителем Департамента был издан Приказ N 22, согласно которому его заместители были наделены правом подписи извещений о распределении жилых помещений по договору социального найма, довод заявителя о том, что заместитель руководителя Департамента не обладал правом подписания указанных извещений, безоснователен. То обстоятельство, что Приказ "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" N 1888 был издан лишь 23 декабря 2010 г., не свидетельствует о том, что руководитель Департамента получил право определять обязанности своим заместителям не ранее этой даты, поскольку Департамент был определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований вышеназванной Инструкции Приказом Министра обороны от 3 ноября 2010 г. N 1455. А потому руководитель Департамента получил право определять обязанности своим заместителям с момента начала действия данного Приказа.
Однако в соответствии с п. 11 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888, определение обязанностей заместителей руководителя Департамента осуществляет руководитель этого Департамента.
Согласно выписке из приказа руководителя Департамента от 9 ноября 2010 г. N 22 заместители руководителя Департамента наделены правом подписи извещений о распределении жилых помещений по договору социального найма.
Соответственно, Министр обороны Российской Федерации наделил руководителя Департамента правом определения обязанностей его заместителей только с 23 декабря 2010 г., в то время как руководитель Департамента своим Приказом N 22 определил обязанности своим заместителям с 9 ноября 2010 г.
По мнению автора, руководитель Департамента имел право определять обязанности своим заместителям не ранее 23 декабря 2010 г.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 3 ноября 2010 г. N 1455 Департамент определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Указанный Приказ не содержит положения о распределении руководителем Департамента обязанностей своим заместителям, равно как и других каких-либо обязанностей должностных лиц Департамента.
Военнослужащие, признанные нуждающимися в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке до вступления Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 в законную силу, сохраняют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, а не по общему списку военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации функции.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 г. N 80 Министр обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий не является исчерпывающим. Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или соответственно законом субъекта Российской Федерации.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем. При этом п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным основаниям.
Пункт 12 вышеназванной Инструкции согласно решению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. В дополнение к этому согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как отмечено выше, Приказы Министерства обороны Российской Федерации в области обеспечения военнослужащих жилыми помещениями (а именно - Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280) являются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и в соответствии с ЖК РФ относятся к актам жилищного законодательства.
В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 внеочередного обеспечения жильем военнослужащих и распространения своего действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, не предусматривает, считаю, что подполковник В. имеет право на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением по организационно-штатным мероприятиям во внеочередном порядке.
Кроме того, в мотивировочной части своего решения от 31 мая 2001 г. N ВКПИ 01-40 Верховный Суд Российской Федерации указал следующее.
Отнесение военнослужащих, увольняемых с военной службы по возрасту, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, к лицам, имеющим право на получение жилья вне очереди, соответствует также Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Согласно ст. 23 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Поскольку для перечисленных военнослужащих определено точное время получения жилищных помещений (до увольнения с военной службы), невыполнение требования о предоставлении жилья вне зависимости от причин является нарушением закона. Предоставление этим военнослужащим жилья не во внеочередном порядке может привести к неоправданно долгому их удержанию на военной службе, в том числе и тех, кто по возрасту или состоянию здоровья уже не могут исполнять воинские обязанности, что было бы нарушением закона. Для восстановления нарушенных прав указанным военнослужащим жилье должно предоставляться вне очереди.